О государственном регулировании судоходства по Северному морскому пути
Заместитель губернатора
Ненецкого автономного округа по вопросам инфраструктурного развития Ян
Берлин принял участие в парламентских слушаниях «Правовое обеспечение
государственного регулирования развития и использования Северного
морского пути», которые были организованы Комитетом Совета Федерации по
федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера.
Общественные
слушания проводились в рамках рассмотрения во втором чтении
Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации в части государственного регулирования
торгового мореплавания в акватории Северного морского пути".
Законопроект
разработан в целях принятия мер по обеспечению безопасности судоходства
в акватории Северного морского пути. Эти меры включают
навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а
также обеспечение ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской
проводки судов и проводки судов по рекомендованным маршрутам в акватории
Северного морского пути. Положения законопроекта направлены на
приведение в соответствие существующей системы управления Северным
морским путем с Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной
Президентом Российской Федерации в части обеспечения национальных
интересов в Арктике.
В
своем докладе заместитель директора Департамента государственной
политики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев
остановился на определении границ акватории Северного морского пути,
указав, что его западные рубежи пройдут по Новоземельским проливам.
Дискуссию вызвали положения о статусе Администрации Северного морского
пути, создаваемой в форме федерального государственного учреждения и
источниках его финансирования.
В
своем выступлении на общественных слушаниях Ян Берлин отметил, что вся
территория Ненецкого автономного округа расположена за Полярным кругом.
НАО является единственным субъектом в европейской части России, не
имеющим круглогодичной (за исключением авиасообщения) связи с другими
регионами страны. При этом протяженность морской береговой линии округа
составляет более 2,5 тысяч километров. Таким образом, для округа вопросы
использования морского и речного транспорта в доставке топлива,
продовольствия и промышленных товаров в краткосрочный период летней
навигации жизненно необходимы. Именно поэтому Администрация Ненецкого
автономного округа с большой заинтересованностью участвовала в
обсуждении законопроекта «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового
мореплавания в акватории Северного морского пути».
При подготовке законопроекта в Нарьян-Маре в октябре 2011 года состоялись заседания Комиссии
Совета Федерации по национальной морской политике на тему «Актуальные
вопросы государственного регулирования на Северном морском пути и его
влияние на развитие регионов (на примере Ненецкого автономного округа)» и совещание
Морской коллегии при Правительстве РФ у Заместителя Председателя
Правительства РФ, председателя Морской коллегии при Правительстве РФ
С.Б.Иванова в июле 2011 года.
Органы исполнительной власти НАО в рамках обсуждения законопроекта высказали
предложение предусмотреть при установке правил применения арктического
корабельного сбора освобождение от оплаты указанного сбора судов,
перевозящих по трассам Северного морского пути в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности грузы, необходимые для обеспечения
продовольственной и энергетической безопасности населения, а также
диверсифицировать для них тарифы на оказание услуг по ледокольной
проводке судов и ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного
морского пути.