
Дмитрий Деарт возглавляет областное агентство по транспорту всего
ничего – с 21 августа 2012 года. Но в отрасли столько проблем, которые надо было
решать еще в прошлом веке, что никаких скидок новичкам она не делает.
Транспортную систему справедливо сравнивают с кровеносной, а
у нас в ней сплошь и рядом тромбы.
Там не проехать, здесь не причалить, туда только
самолетом, сюда – лишь ледоколом...
– Многие проблемы были мне хорошо знакомы, – отметил Дмитрий
Юрьевич.
– В агентство я пришел из авиационной отрасли, где с 2003
года сначала занимался транспортной логистикой, а затем управлением продажами.
Задач у нашего агентства, в котором работают всего 15 человек,
тоже много. Железнодорожный транспорт, автомобильный, воздушный, морской,
речной – работаем по всем направлениям. Кроме того, на нас возложен контроль за
состоянием автомобильных дорог в области и легковыми такси. «Архангельскавтодор»
и «Региональная транспортная служба» (это бывшая «Служба весового контроля») –
наши подведомственные учреждения.
– Что в этом длинном списке дел занимает первые строчки? –
Да практически все – в приоритетах. К примеру, как никогда актуальна проблема
безопасности дорожного движения. До конца этого года мы приобретем два
передвижных комплекса технического диагностирования транспортных средств, которые
будут контролировать состояние автобусного парка на территории области, а также
других видов транспорта.
Кроме того, приобретаем грузовой эвакуатор. Многие машины
идут с перегрузом, в результате чего страдают наши дороги и безопасность движения.
Уже выделены средства на организацию специализированной стоянки на сорок
грузовых автомобилей у поселка Дорожников. Не секрет, что перевозчики, особенно
из других регионов, не спешат оплачивать штрафы.
Но если машину отвезут на стоянку, за которую придется
платить несоизмеримо больше, думаю, перевозчик быстро устранит причину задержания.
Дороги и мосты
– Многие дороги, особенно в глубинке, носят
это гордое звание совершенно необоснованно...
– Чтобы они были в нормальном состоянии, их надо поддерживать,
а на протяжении последних пяти лет это делалось лишь на минимальном уровне.
Сейчас стараемся исправить ситуацию.
Наши сотрудники будут выезжать в регионы, оценивать состояние
дорог и устранять нарушения за счет подрядчика, который их допустил.
«Архангельскавтодор» активно внедряет новые технологии в
дорожное строительство. Специальное покрытие должно уберечь дороги от разрушения.
– А будет ли расширяться дорожная сеть? – Для строительства
новых дорог надо разобраться с теми, что уже существуют.
В этом году в нашей области построено не более 14 километров
региональных дорог. Областной дорожный фонд в 2012 году составляет 4 миллиарда
67 миллионов рублей, в будущем запланировано на 133 миллиона больше.
Проблема в том, что в свое время Архангельская область взяла
двухмиллиардный кредит на так называемую дорогу в никуда. Согласно федеральной
программе космодромы, и в том числе наш Плесецк, должны быть привязаны к
федеральным трассам. Получив кредит, предыдущее руководство области построило
лишь серединку – участок дороги от Плесецка до Каргополя, без 40 километров.
Получился хай-вэй европейского класса, по которому никуда не
уедешь. Зато из дорожного фонда надо ежегодно отдавать 700 миллионов рублей на
погашение кредита. И так до 2015 года.
– Где же выход? – Совместно с Минтрансом и Росавтодором мы
начали работу по передаче дороги в федеральную собственность.
Но для этого надо привести оставшиеся участки в соответствие
с нормативами.
Передав эту дорогу, мы снимем с области большую финансовую
нагрузку и сможем направить освободившиеся деньги на строительство и реконструкцию
других дорог.
Еще одна головная боль всей области – мосты. У нас их более
семисот, и половина из них в неудовлетворительном состоянии. Поэтому губернатор
принял решение: 2013–2014 годы пройдут под эгидой мостовых сооружений.
Реконструкция самых проблемных будет непременно профинансирована.
Переправа, переправа...
– На днях в Министерстве транспорта РФ рассматривали
проблему межсезонных пассажирских перевозок между островами дельты Северной
Двины и центром Архангельска. Почему в Москве пришлось решать, как весной
выбираться с Хабарки или Кегострова? – Конечно же, организация этих перевозок
входит в обязанности муниципалитета. Но после трагедии «Булгарии» были ужесточены
требования к речным пассажирским судам. И те буксиры, которые возили людей
через Северную Двину на протяжении 37 лет, оказались для этого непригодны.
Разумеется, правительство области не могло остаться в
стороне от этой серьезной проблемы. Губернатор Игорь Орлов обратился к министру
транспорта с просьбой рассмотреть вопрос об организации перевозок по временной
схеме, пока не появятся новые суда, а также о возможности федерального финансирования
их строительства.
Нужны как минимум четыре судна ледового класса.
На каждое требуется не менее ста миллионов рублей.
К тому же проектирование и строительство займет немало времени,
а людей надо перевозить уже сейчас.
– А использовать старые суда уже никак нельзя? – Можно, но
при определенных условиях. Договоренность об этом как раз была достигнута на
совещании в Минтрансе.
Условия связаны прежде всего с требованиями безопасности.
Так, на буксирах должны быть спасательные жилеты и плавсредства на всех
пассажиров, включая детей.
Одно из главных требований – не более 50 пассажиров за один
рейс. Сейчас перевозят и по 150. Эту проблему можно решить за счет увеличения
числа рейсов.
– То есть все условия – выполнимые? – Вполне. Тем более что 400
миллионов на новые суда нам так сразу не найти.
Часть средств планируем получить из федерального центра,
область также готова в этом участвовать на условиях софинансирования с мэрией
Архангельска.
– Речные перевозки в области не ограничиваются ее столицей.
Регион богат реками, да флот речной беден...
– Многие главы муниципальных образований обращаются к нам по
этому поводу. Вот сейчас для Верхней Тоймы покупаем судно за 12 миллионов
рублей на условиях софинансирования с муниципалитетом – девяносто процентов на
десять. В следующем году планируем приобрести два судна для районов области, а
к 2015 году – все восемь.
Кроме того, область субсидирует частных речных перевозчиков.
Из регионального бюджета на это выделяется порядка 86 миллионов рублей в год, в
том числе семь миллионов – на Ненецкий округ.
Поезда и самолеты
– В этом году под угрозой закрытия
оказались железнодорожные пригородные перевозки. Северная пригородная
пассажирская компания требовала увеличения субсидий из регионального бюджета,
область – прозрачных финансовых расчетов. Судя по тому, что поезда все-таки
ходят, удалось найти компромисс? – Проблема не решена до сих пор.
Мы лишь закрыли вопрос до конца года – выделили
дополнительно еще 50 миллионов рублей на субсидирование перевозок. Северной пригородной
пассажирской компании нужно не менее 400 миллионов в год на 61 маршрут. А число
маршрутов железнодорожники увеличили, разбив поезда дальнего следования на
пригородные. В результате возросли расходы бюджета.
– Значит, область по-прежнему не согласна с расчетами
железнодорожников? – Мы так и не получили прозрачную схему распределения
затрат, львиную долю которых составляет аренда подвижного состава. Но его можно
и за миллион в месяц арендовать. При том, что вагоны не меняются, а их ремонт с
каждым годом становится все глобальнее.
Вчера губернатор области обсуждал этот вопрос с
руководителем Северной железной дороги. Сейчас готовится обращение губернатора
к руководителю РЖД.
– Вы работали в авиакомпании.
Скажите, может ли воздушное сообщение в нашей области хоть немного
приблизиться к уровню, скажем, восьмидесятых годов? Ведь в ту же Амдерму тогда
слетать было не сложнее, чем на трамвае по Архангельску проехать...
– Конечно, к тем временам уже не вернуться. Ситуация в
авиации сейчас очень непростая. А всем известно, что до многих уголков нашей
области только самолетом можно долететь.
Планируем обратиться к правительству РФ с предложением рассмотреть
возможность субсидирования рейсов не только из Нарьян-Мара в обе столицы, но и в
Архангельск. А также рейсов из Амдермы в областной центр или тот же Нарьян-Мар,
с Соловецких островов в Архангельск.
Кроме того, было создано федеральное казенное предприятие «Аэропорт
Амдерма». И сейчас совместно с Ненецким округом мы создаем рабочую группу по
передаче всех аэропортов области и округа, кроме аэропорта Архангельск, в это
ФКП.
– Для чего? – Это позволит, например, второму объединенному
авиаотряду, на балансе которого находятся 16 аэропортов, заниматься только авиацией.
Сейчас большая часть прибыли отряда уходит на поддержание этих аэропортов.
Передав их в ФКП, мы сможем это делать за счет федеральных средств.
Правительство РФ прорабатывает вопрос о создании в каждом
федеральном округе подобных предприятий. Государство наконец обратило внимание
на аэропорты, которые после развала Союза были предоставлены сами себе. А без
авиации, особенно на Севере, никуда.
– Получается, что нет такого вида транспорта, без которого
мы могли бы обойтись.
– Транспортная сфера связана со всеми отраслями экономики.
Поэтому в ней важна даже малейшая составляющая.
Марина ЛЕДЯЕВА.
Источник:http://www.pravdasevera.ru/?id=1051785119