Розничные цены на бензин уже отстали от биржевых

Потребительские цены на бензин продолжили расти седьмую неделю подряд.
По данным Росстата, с 24 по 30 сентября бензин на заправках в среднем
подорожал на 0,7%, а в целом за прошлый месяц — на 2%.
Тем не менее цена
на бензоколонках продолжает существенно отставать даже от уровня
официальной инфляции. Если Аи-92 и Аи-95 с начала года стали дороже на
3,7% и 4,6% соответственно, то индекс потребительских цен,
рассчитываемый Росстатом, по итогам десяти месяцев составил 5,2%. Между
тем с начала года стоимость нефти Brent выросла почти на 4% и дважды
повышались акцизы на нефтепродукты.
Плавную повышательную динамику розничных цен на топливо во многом
проясняет ситуация на бирже нефтепродуктов. За сентябрь стоимость
бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) выросла в
среднем на 12%, то есть темпы повышения цен были в шесть раз выше, чем в
рознице. Аналитики и участники рынка связывали такой рост цен с
ситуацией вокруг Московского НПЗ — на рынке распространились слухи, что
завод уходит на ремонт, не накопив достаточных запасов, что может
привести к дефициту бензина в Московском регионе.
Основными конечными покупателями сырья на бирже являются средние и
мелкие сети АЗС, которые по каким-то причинам не смогли договориться с
нефтяными компаниями о прямых поставках. Биржевые цены практически
всегда выше цен по долгосрочным контрактам, поэтому владельцы АЗС, как
правило, рассматривают покупку сырья на бирже в качестве крайнего
варианта. Как видно из диаграммы, по состоянию на 1 октября мелкие сети
были вынуждены покупать на бирже бензин Аи-92 по цене лишь на 2,5%
меньше, чем средние розничные цены по России (биржевые котировки
пересчитаны в руб./л). Большинство АЗС выходит на нулевую рентабельность
при марже в 10%, поэтому можно с уверенностью утверждать — в сентябре
сети, закупавшие топливо на бирже, получили значительные убытки.
При правильно функционирующем рынке подобная ситуация должна была бы
привести к сопоставимому росту розничных цен. Этого, однако, не
произошло, поскольку нефтяные компании могут позволить своим сбытам
работать в убыток, перемещая центр прибыли в рамках холдинга в звено
переработки. Из ситуации возможны три выхода: рост цен на заправках,
банкротство независимых АЗС, снижение отпускных цен на НПЗ (и,
соответственно, биржевых цен). Признаки реализации одного из сценариев
появятся в ноябре — топливо в РФ традиционно дешевеет в преддверии зимы.