И Господь отвечает: человекам – невозможно.
Своими силами это невозможно. А с Богом возможно всё.
Поэтому христианин – всегда оптимист. Всегда.
Потому, что он знает, что над нами Господь.
Но всё, что мы делаем на этой земле, мы должны делать с миром. Как наши священномученики на архангельской земле, где я сейчас проживаю: их убивали, а они мирно уходили... не рвались в последний момент задушить своего мучителя…
Это касается и наших высказываний – не так, чтобы пена шла от злости, а очень четко аргументированно, красиво и достойно мы должны обозначать свою позицию. А обозначать ее надо...
Но всё, что мы делаем на этой земле, мы должны делать с миром. Как наши священномученики на архангельской земле, где я сейчас проживаю: их убивали, а они мирно уходили... не рвались в последний момент задушить своего мучителя…
Это касается и наших высказываний – не так, чтобы пена шла от злости, а очень четко аргументированно, красиво и достойно мы должны обозначать свою позицию. А обозначать ее надо...
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал нам о правильных отношениях людей Церкви и общества, о том, что отвечать, когда осуждают священников, о современной миссии, долготерпении и о том, что нужно сделать, чтобы в деревнях перестали пить.
![]() |
Митрополит Даниил, Архангельский и Холмогорский. Фото здесь и далее: пресс-служба Архангельской и Холмогорской епархии |
![]() |
25 августа 2012 у срубленного креста в Архангельске |
Потому что часто складывается такое впечатление, что интернет заняли люди, которые закончили классов шесть, не больше, ничему не научились, бросили школу, но зато стали жить на форумах и в интернет-сми. Но если человек всех подряд хулит, то мне неинтересно, что он пишет, потому что не Бог живет в его душе. А другая сущность. Есть оптимисты, есть пессимисты, а есть ещё нытики-хулители. Они и веру хулят, и священноначалие, и всю нашу страну, – у них всё плохо. Начитаться такого, и действительно жить не захочется.
Конечно, христианин говорит о проблемах, – но он говорит всё-таки с надеждой на изменения. Наши высказывания отличаются от высказываний людей неверующих. Допустим, и они, и мы видим некую безысходность. Но у нас есть надежда, что нам может помочь Господь, если мы Его будем просить, будем к Нему обращаться. А неверующим людям обращаться не к кому.
Считается, что во многих вопросах мы прошли «точку возврата», и невозможно России выйти из тупика. И со светской точки зрения это так и есть, – потому что своими силами спастись невозможно.
Помните место в Священном Писании, – как ужаснулись апостолы, когда Господь сказал: трудно богатому войти в Царство Небесное? А в другом месте мы читаем: как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Небесное.
И вот что тут очень важно понимать: в ветхозаветные времена считали, что если у тебя всего много, если Господь даёт вся благая, то значит, ты Ему угодил. И вдруг оказывается, что богатым людям, вроде бы угодившим Богу, трудно войти в Царствие Небесное. И, конечно же, апостолы задают вопрос: кто же тогда может спастись?!
И Господь отвечает: человекам – невозможно. Своими силами это невозможно. А с Богом возможно всё.
Поэтому христианин – всегда оптимист. Всегда. Потому, что он знает, что над нами Господь.
Но всё, что мы делаем на этой земле, мы должны делать с миром. Как наши священномученики на архангельской земле, где я сейчас проживаю: их убивали, а они мирно уходили... не рвались в последний момент задушить своего мучителя…
Это касается и наших высказываний – не так, чтобы пена шла от злости, а очень четко аргументированно, красиво и достойно мы должны обозначать свою позицию. А обозначать ее надо.
![]() |
Так происходит из-за того, что у нас катастрофически не хватает врачей. И потому у нас не очень здоровое население.
А в религиозном плане ситуация намного хуже: на такое количество верующих катастрофически не хватает духовенства.
И конечно, хочется такого отношения со стороны священнослужителей, которое было и есть на замечательном острове Сахалине (в течении девяти лет, с ноября 2001-го по декабрь 2012-го, владыка был епископом Южно-Сахалинским и Курильским, – прим. ред.)
Там общинки маленькие. И те прихожане, что переехали с острова на материк, говорят: «В этих больших городах мы чувствуем себя в храмах очень неуютно. Вроде и храмы старые, и иконостасы дореволюционные, но людей слишком много – нет возможности с батюшкой поговорить».
А священник – как врач. Вот он пришёл, отслужил молебен, – а ведь этого мало, нужно еще, чтобы он сел и часочек посидел, попил чайку, пообщался, побеседовал. Вот что людям нужно.
Богослужения есть, а не хватает священнослужителей, чтобы просто поговорить по душам. А ведь часто одной такой беседы достаточно для того, чтобы человек пришел в храм.
И очень хорошо общаться с людьми не на церковной площадке. Вот те, кто уже пришел в храм – с ними легче. Куда тяжелее с теми, кто еще не пришёл. Но то, что они не пришли, вовсе не означает, что они против Церкви. Встречаешься где-то с людьми, поговоришь с ними немного, глядишь, а они уже начинают расспрашивать: «А когда вы служите? А можно к вам прийти?» И завязываются контакты.
А так и должно быть: за человеческую душу нужно просто биться, воевать. За каждую душу.
Значит, больше должно быть священников, чтобы они могли свободно общаться с паствой. У нас сейчас нехватка священнослужителей, активных мирян, миссионеров. Очень их не хватает.
![]() |
Во время одной из поездок по Пинежскому благочинию |
Ты идешь по улице, летишь в самолете, едешь в поезде, на общественном транспорте, заправляешь машину, – люди видят тебя, подходят, начинают задавать вопросы. Завязывается разговор.Происходит встреча.
У нас любят говорить – «случайно», а на самом деле ничего случайного в жизни не бывает.
Я помню, как пришел из армии в отпуск, – мне полгода оставалось служить, я тогда предположить не мог, что буду поступать в семинарию, никогда у меня этого и в мыслях не было, – а мама и говорит: «Знаешь, я тут с одним замечательным батюшкой познакомилась, рассказала ему про тебя, он ждет в гости. Пойдем к нему!» «Как – так просто возьмем и пойдем?» «Да, вот так просто и пойдем».
То есть мы встретились не в храме. Это был дом священнослужителя – так произошла моя Встреча. Посидели, поговорили. Он чай сделал, угостил. Не помню, сколько я у него пробыл, – долго. Очень много я отнял у него времени, только потом это понял, но он мне этого не показал. Я захотел быть похожим на этого человека.
Вот как, знаете, один из наших священномучеников, будущий митрополит Нестор (Анисимов), встретился с Иоанном Кронштадтским. Встретил, упросил помолиться за свою болящую маму, Иоанн Кронштадтский пришел к ним, исцелил мать, и с этого момента ребенок захотел быть священнослужителем. Потом он стал священником, епископом, митрополитом. И принял мученический венец. И эта встреча с Иоанном Кронштадтским тоже произошла не в храме, а в доме.
Так что у нас весь мир – миссионерская площадка.
![]() |
Освящение противолодочного корабля «Нарьян-Мар» совершают митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Июнь 2012 |
Когда я исполнял послушание на Сахалине, была там одна женщина, занимавшая довольно высокий пост, которая постоянно отпускала неприятные реплики, колкости, издевочки. Но я понимал, что это некая защитная реакция – она пыталась как-то оправдаться, почему она не в Церкви. До того момента она не приходила в храм Божий. Почему? Да потому что массу недостатков она у нас находила.
Но мы же живые люди. Живое общество. Церковь – это общество людей, которые болеют такими же болезнями, что и все остальные. Если грипп идет, то он косит всех подряд. Но если мы увидели, что врач сморкается и пьет таблетки, разве мы говорим «о-о-о-о! да он сам больной, я к нему не пойду»? Конечно же, нет.
Примерно так я и объяснил ей ситуацию. А чего, говорю, вы удивляетесь? Вы Евангелие откройте – вы увидите, что даже из Двенадцати апостолов один был Иудой.
И даже Петр, – святой! – в самый ответственный момент отвернулся от своего Учителя. Предал Его.
Ведь не каждый готов простить такое. Вот муж предает жену. Или жена предает мужа. И часто из-за этого распадаются семьи:«Ты меня предал, изменил, и об этом все узнали?! Всё, нет тебе прощения!»
А Петр публично отрекся, и Господь его простил! И не так простил, чтобы сказать «ну ладно, – иди с Богом, я тебя видеть не хочу», – а восстановил в апостольском достоинстве. Он ему всё вернул. Когда читаешь это место, поражаешься. А про разбойника на кресте…
Думаешь – да сколько же людей молили Бога: Господи, да порази Ты этого ужасного человека! Это чудовище! Ведь он людей убивает, лишает детей отцов, лишает их матерей, куска хлеба! Этот человек весь в крови людской! А Бог не слышит! А этот злодей всё преуспевает! Кто-то ведь, может, даже и отвернулся от Бога, сказав: «Я больше не буду к тебе, Господи, обращаться, Ты несправедлив в этой жизни».
А у Бога – Свои планы. И Он вёл разбойника до Креста. Чтобы человек встретился с Богом. И вот эта встреча-то – она ведь тоже состоялась не в церкви, а на месте казни. И совсем немного времени хватило для того, чтобы злодей, черствый, с сожженной совестью человек, вдруг переменился.И поддержал Христа именно в тот момент, когда рядом с Ним никого не было, – поддержал публично, словом.
Жены-мироносицы стояли внизу – их не слышно.И тут разбойник со своего креста, как с трибуны, провозгласил, что этот Человек ни одного зла не сотвори.
Мы с тобой достойно по делам нашим приемлем, Он же ни единого зла сотворил – разбойник публично признал, что среди нас, злодеев, есть один Безгрешный Человек.
И когда он признал себя грешным, а Христа – безгрешным, то у него полностью открылось сердце. Благодать коснулась его, и он назвал Христа Богом при всех – Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Что же может быть выше этого?
Мы часто не знаем, почему Господь нас не слышит. Мы говорим – Господи, вот этого порази, того порази! Иоанн Кронштадтский – мы читаем его «Дневники», – как он просил: «Господи, да порази же Ты этого! Он столько зла творит стране!» Иоанн Кронштадтский был горячим. А Господь терпел. Должно быть долготерпение.
Но долготерпение у народа часто ассоциируется с бездеятельностью. Люди, как сказал один архиепископ, часто доброту воспринимают как слабость, а долготерпение – как бездействие.
Долготерпение – это когда человек молится за другого, пытается что-то исправить, но не пересекает границы, за которой начинается личное осуждение и неприязнь. И тем более не выливает это на другого, потому что это не встряхнет человека и не вразумит его. Не исправит.
![]() |
Владыка совершает богослужение в Свято-Никольском храме в селе Сура, на родине св.пр.Иоанна Кронштадтского. Июль, 2012 |
Я думал об этом. Должны быть миссионерские выезды, группы активных мирян. Священнослужители всего объять не могут. К примеру, группа из нескольких человек, включая священнослужителя и врача, – ведь и душа, и тело страдают, – отправляется по деревням, беседуют, помогают людям.
Можно – и считаю, нужно – сделать это с помощью государства: это проект уже не церковный, масштаб слишком велик, – он должен быть совместным.
![]() |
Во время визита архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в Суру и Верколу. Август 2012 |
Ведь в Церкви есть все необходимое для того, чтобы человек исцелил свою душу. Когда идет война, противника нужно вывести из себя, чтобы он потерял равновесие. Что сейчас и происходит. Человек теряет равновесие. А мир можно получить только в одном месте – другого нет. «Мир вам!» – говорил Христос, когда являлся ученикам.
Вот этот мир Христов – он способен остановить буйство страстей. Церковь для того и создана, чтобы лечить, исцелять, возрождать, погашать эти страсти. Их же столько – нас просто разрывает. А человек часто даже не хочет себе в этом признаться. Не понимает, что с ним происходит. Часто бывает просто игрушкой в руках дьявола.
Если человек будет бороться, – трудиться, молиться, стараться быть хорошим гражданином своего Отечества, хорошим отцом семейства, другом, – у него все станет на свои места. Ведь обустраивание начинается не с государства, а со своей души. С себя. Со своей семьи. Со своих детей. Главное – понять это.
Когда я нес послушание на Сахалине, к нам на острова раз в год приезжали прекрасные люди – доктора, в том числе и узкие специалисты. Медицинский десант. Сколько же людей они спасли от смерти! У них не было при себе всей необходимой аппаратуры, но они, обладая опытом и открытым сердцем, с утра до вечера вели прием и по его результатам разъясняли пришедшим: если у вас будут такие-то симптомы, то бросайте все, срочно езжайте на материк и идите к врачу.
Потому что болезнь можно остановить, если вовремя обратиться к специалисту. А можно довести до такого состояния, когда уже никто помочь не сможет.
Нечто подобное мы наблюдаем и в духовной жизни. Людям нужно рассказывать о том, что с ними происходит, – и посылать в деревни миссионерские десанты. Пускай в первый год нас не услышат в селе. Пусть на следующий год не услышат. На пятый год – услышат. Или на десятый.
Человек всю жизнь исполняет всё, что положено, – и мог бы уже сказать: «Я прожил жизнь и об этом молиться больше не буду, –видно, нет мне воли Божией». А они молились до конца.
А мы хотим получить все сразу. У нас же общество потребления, – «освоить английский язык за 15 уроков».
Так не получится. Десятилетиями у нас все ломали и уничтожали. А возрождается только двадцать лет.
Доли секунды – и человек попадает в автомобильную аварию. А потом требуются месяцы, а иногда и годы, чтобы восстановился организм. Нужно время и терпение.